МКУ «Комитет по образованию» МО «Еравнинский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» _____________________________________________________________________________________ ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол № 2 от 28 декабря 2021г. УТВЕРЖДЕНО Директор: ____________ (М.И. Бурлакова) подпись расшифровка подписи Приказ № 95/152 от 14 июля 2022 г. Должностная инструкция учителя начальных классов 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 30 декабря 2021 года, Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". 1.2. Учитель начальных классов принимается на работу и освобождается от должности приказом руководителя организации. 1.3. На должность учителя начальных классов назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 1.4. В своей деятельности учитель начальных классов руководствуется: - законодательными и нормативными деятельность организации; документами, - уставом организации; - правилами трудового распорядка; - настоящей должностной инструкцией. 1.5. Особые условия допуска к работе. К педагогической деятельности не допускаются лица: регламентирующими - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; - имеющие заболевания, предусмотренные установленным утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. перечнем, 1.6. Учитель начальных классов должен знать: - преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; - историю, теории, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; - основы психодидактики, поликультурного поведения в социальных сетях; образования, закономерностей - пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; - рабочую программу и методику обучения по преподаваемому предмету; - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - Конвенцию о правах ребенка; - трудовое законодательство Российской Федерации. 2. Трудовые функции На учителя начальных классов возлагаются следующие функции: 2.1. Общепедагогическая функция. Обучение. 2.2. Воспитательная деятельность. 2.3. Развивающая деятельность. 2.4. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования. 3. Трудовые действия Для осуществления возложенных на него функций учитель начальных классов выполняет следующие трудовые действия: 3.1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. 3.2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. 3.3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. 3.4. Планирование и проведение учебных занятий. 3.5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. 3.6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. 3.7. Формирование универсальных учебных действий, через готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 3.8. Получение метапредметных результатов освоения программы начального общего образования: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный предложенные объекты; признак для классификации, классифицировать находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 3.9. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный выступления; материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. 3.10. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок 3.11. Объективная оценка знаний обучающихся, на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 3.12. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 3.12. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. 3.13. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. 3.14. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. 3.15. Проектирование и реализация воспитательных программ. 3.16. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 3.17. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 3.18. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. 3.19. Создание, поддержание образовательной организации. уклада, атмосферы и традиций жизни 3.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. 3.21. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. 3.22. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. 3.23. Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной. 3.24. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе. 3.25. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования. 3.26. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. 3.27. Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника. 3.28. Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек. 3.29. Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе. 3.30. Получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализаций программ начального общего образования. 4. Права Учитель начальных классов имеет право: 4.1. Знакомиться деятельности. с локальными актами организации, касающимися его 4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы. 4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства). 4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. 5. Ответственность Учитель начальных классов несет ответственность: 5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3. Причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.